Реферат
по Мировой Художественной Культуре на тему: "Художественное наследие американских аборигенов"
ученицы 9Б класса школы №1128 г.Москвы Кондратьевой Оксаны Олеговны

Северная Америка.
Описываемый регион Северная Америка включает США и Канаду , а также расположенные в Атлантическом океане острова Бермудские , Сен-Пьер и Микелон. Таким образом , Северная Америка в данных границах - это по сути дела англоязычная Америка , или Англо-Америка. К Северной Америке относят также Гренландию - самый большой остров на Земле , площадь которого превышает 2 миллиона квадратных киллометров. Однако он почти полностью покрвт льдами и в хозяйственном отношение пока слабо пользуется. Площадь Северной Америке в указанных границах (без Гренландии) - около 19,4 миллионов квадратных киллометров, население - около 250 миллионов человек. Однако большая часть территории Канады и почти вся Аляска с ее суровым климатом молопригодны для жизни человека и почти не освоены им. Поэтому фактически заселено меньше половины площади Северной Америки: это в основном 48 "смежных" штатов США и примыкающая к ним полоса южной Канады. В остальных частях региона освоение носит по преимуществу очаговый характер и обычно связано с добычей минерального сырья; крупных центров при этом, как правило, не возникает.
Североамериканский континент очень богат природными ресурсами. Здесь имеются обширные пространства плодородных земель, распологающие благоприятными для сельского хозяйства климатическими условиями, крупные месторождения разнообразных полезных ископаемых, как топливных, так и рудных, значительные массивы лесов с ценной древесиной. Прибрежные воды богаты рыбой. Однако в результате хищнической эксплуатации этим богатствам нанесен большой ущерб, а некоторые из них практически уже истощены

Северная Америка-страна индейцев

Почему аборигенов Америки называют индейцами?
Первооткрывателем Америки принято считать Христофора Колумба(1451-1506),мореплавателя родом из итальянского города Генуя.Находясь на службе у испанской королевской четы ФердинандаАрагонского и Изабеллы Кастильской,он попытался открыть новый путь в Индию-через Атлантический океан.3 августа1492 года его флотилия,сосатоявшая из каравелл "Нинья","Пинта" и "Санта-Мария",вышла в море,и 12 октября корабли достигли острова,названного Колумбом Сан-Сальвадор.Считая,что он приплыл в Индию,Колумб назвал местных жителей индейцами.Только позднее другие мореплаватели узнали,что к северу от этих островов простирается огромный неизведанный континента до Индии отсюда далеко.На самом деле Колумб был вовсе не первым,а,наоборот,последнем из европейских "открывателей Америки".За много веков до него в Северной Америке бывали скандинавские викинги.Ее восточное побережье.вероятно.было известно ирландским монахам и бретонским рыбакам.Но лишь после плавания Колумба вся Европа заговорила о существовании Нового Света. Аборигенов Америки часто называют "краснокожими".Это,конечно,недоразумение.Должно быть,индейцы,впервые увиденные европейцами,были разрисованны каким-нибудь красным природным красителем-охрой или киноварью.В действительности кожа у индейцев смуглая.Эта и другие черты их внешнего облика-прямые черные волосы и,темные глаза и широкие лица с выдающимися скулами-делают индейцев похожими на азиатов.И это сходство не случайно:как установили ученые,предки индейцев и впрямь были выходцами из Азии.Около тридцати тысяч лет назад племена,жившие на севере Азии,проникли на необитаемый тогда североамериканский континент. В те времена большая часть Северного полушария была покрыта ледником.Из-за этого уровень воды в Тихом и Ледовитом океанах был значительно ниже,чем в наши дни.На месте нынешнего Берингова пролива находился перешеек,соединявший азиатскую Чукотку с американской Аляской.По этому перешейку многочисленные группы охотников кочевали с одного континента на другой.При помощи копья и лука со стрелами эти люди охотились на мамонтов,бизонов и оленей-карибу.Они жили в шалашах,пряли и плели корзины и сумки.

Сколько индейских племен обитало в Северной Америке?
За тысячелетия, прошедшие со времени заселения Северной Америки, численность ее обитателей выросла во много раз. Все новые и новые племена обосновывались на пустовавших до этого землях . Когда в 16 веке европейцы начали осваивать эту часть света, индейцы уже жили повсюду - от Аляски на севере до Огненной Земли на юге. Однако точной численности индейцев в Северной Америке на то время мы не знаем ; нам неизвестно даже количество индейских племен : по одним оценка , их насчитывалось 250, по другим -больше.

Как жили индейцы в лесах Севере- и Юго-Востока?
Область, называемая Севере - Востоком, простиралась от Миссисипи и великих озер до побережья Атлантического океана. До прихода европейцев здесь росли девственные широколиственные и сосновые леса. Племена, обитавшие здесь, вели разный образ жизни. Алгонкинские племена оджибве, меномини, оттава, Майами, потаватоми, жившие в окресностях Великих озер, зимой охотились по лесам, в конце же лета сходились к берегам озер для сбора дикого риса. В это время сюда перекочевывали также племена кри, дакота, кикапу и другие. Ирокезские племена сенека, кайюга, онондага, онейда и могауки, обитавшие к югу и востоку от озера Онтарио и с 16 века объединенные в знаменитую Лигу ирокезов, были знакомы уже с настоящим земледелием. Они выращивали главным образом кукурузу, бобы и тыквы. Жили эти племена в поселениях, огороженных деревянным тыном и окруженных кукурузными полями. Расчищенное и выжженное поле, удобренное золой, почти не требовало обработки и давало хороший урожай два-три года, после чего забрасывалось. Когда все окрестные земли истощались, поселение переносили на новое место. Юго-Востоком именуют низменную область, огибающую с севера Мексиканский залив. Ее населяли в основном мускогские племена натчи, криков, семинолов и другие. Благодоря плодородным почвам у них наступил настоящий расцвет земледелия. Подобно ирокезам, племена Юго-Востока объединялись в союзы. Они имели сословия, наследственных правителей и жрецов.

Чем занимались индейцы прерий и Великих Равнин?
В центральной части Северной Америки, от реки Миссисипи на востоке до Скалистых гор на западе, тянуться бескрайние степи. Эту область называют Великими Равнинами. С севера на юг она простирается более чем на 3000 километров - от Канады до Мексики на востоке этой территории раскинулись прерии - обильные влагой степи с высокой густой травой и плодородными почвами. До прихода белых жившие здесь индейцы, подобно племенам Юго-Востока, выращивали кукурузу и бобы, а когда не были заняты полевыми работами, охотились на косуль, оленей - вапити, антилоп и бизонов. На западе Великих Равнин высокие хребты Скалистых гор задерживали дождевые облака, движущиеся со стороны Тихого океана, поэтому здешний климат отличался засушливостью. Степи были покрыты скудной невысокой травой, служившей кормом для кочевавших здесь огромных стад бизонов. Эти животные составляли главную добычу немногочисленных кочевавших тут групп индейцев - охотников.
После прихода белых Великие Равнины из малонаселенной окраины превратились в центр индейского мира. На протяжении 16-19 веков вытесняемые европейцами индейские племена одно за другим переселялись сюда с севера и востока. Важнейшее значение для этого «великого переселения народов» имело распространение в Америке коневодства. Лошади были завезены на этот континент уже первыми испанскими колонистами. Вольно пасшиеся в степях табуны часто отбивались от людей и дичали. Одичавшие лошади-мустанги-уходили далеко на север. Индейцы вскоре поняли, какие преимущества дает обладание этим животным.Уже в 30-е годы 17 века апачи и команчи научились ловить и объезжать мустангов. Вскоре они превзошли в искусстве верховой езды самих испанцев.
В следующем столетии благодаря меновой торговле лошади быстро распространились также среди других индейских племен. В это время огромными табунами владели команчи, кайова, дакота, черноногие, кроу4. Лошадь стала главным достоянием индейцев. Для захвата лошадей они часто предпринимали набеги на соседние племена и на поселения белых колонистов. Появление лошади резко изменило жизнь охотников на бизонов. Теперь они могли совершать дальние переходы за бизоньими стадами, и каждая охота приносила им огромную добычу. Ранее знакомые им черты оседлого быта - ткачество, гончарное дело и другие- были утрачены. Жилищами их стали палатки-типи, покрытые бизоньими шкурами, которые быстро укладывались и перевозились на лошадях. Из шкур бизонов эти индейцы изготовляли и легкую утварь. В пищу они употребляли главным образом бизонье мясо, которое варили при помощи раскаленных камней в выстланных кожей ямах или в растянутых на колышках кожаных мешках. Одежда равнинных индейцев также шилась из шкур. Главную часть мужского костюма составляла накидка из цельной шкуры бизона с хвостом. Лучшие воины по торжественным случаям носили головной убор из орлиных перьев с шлейфом, который спускался сзади до пят

Какие племена жили в Большом Бассейне и на Плато?
К западу от Великих Равнин, между Скалистыми горами и хребтами, тянущимися вдоль Тихоокеанского побережья, лежит плоскогорье, южную часть которого называют Большим Бассейном, а северную - Центральным Плато.
История местных племен сходна с судьбой индейцев Равнин. Жизнь населявших полупустыни БольшогУо Бассейна шошоноа, юте, пайюте первоначально была крайне скудной. Питались они в основном семенами трав и горной сосны, саранчой, ящерицами, змеями и грызунами. Лишь изредка удавалось им убить антилопу или горного барана. В отличие от них, племена Плато - сахаптины, сэлиш, чинук - не только собирали дикие коренья или клубни и охотились в горах, но и добывали приходившего на нерест лосося. Это позволяло им вести полуоседлую жизнь. В17-18 веках большая часть этих племен перешла к конной охоте на бизонов. Сахаптины, сэлишь и северные группы шошонов владели большими табунами, снабжая лошадьми своих соседей.
Особую область на западе североамериканского континента составляет территория нынешнего штата Калифорния. От Большого Бассейна эта область отделена горами Сьерра-Невада, а от Тихого океана - Береговыми хребтами; поэтому климат в Калифорнии в целом засушливый, лишь на побережье он более мягкий и влажный. Старейшими жителями Калифорнии считаются племена группы хока. Позже сюда переселились племена пенути, алгонкинов и атапасков.
Индейцы Калифорнии собирали желуди, орехи, каштаны, семена дикого подсолнечника, дикий лук и другие растения, охотились на олений и водоплавающих птиц, ловили речную рыбу. Незнакомые с гончарным делом и ткачеством, они были искуснейшими в Америке мастерами плетения. Их корзины были столь плотными, что не пропускали воду. В них варили пищу, опуская внутрь раскаленные камни.

Какие племена жили на Юго- и Северо-Западе?
Юго-Западом называют территорию, которую занимает плато Колорадо, а также прилегающие к ней области Мексики. Это высокое плоскогорье, прорезанное ущельями-каньонами, несмотря на засушливый климат, стал древнейшим в Северной Америке центром земледелия, которое зародилось здесь более трех тысяч лет тому назад. Заниматься земледелием в этих краях было бы невозможно без искусственного орошения почвы. Оросительные каналы, которые сооружали предки местных индейцев пима и папаго, достигали в длину до шестнадцати километров!
Племена Юго-Запада изготовляли великолепную расписную керамику и - единственные в Северной Америке - научились ткать на горизонтальном ткацком станке. Глиняная посуда вытеснила бытовавшую у них ранее плетеную утварь, а одежда из хлопчатобумажных тканей сменила одежду, сшитую из полосок кроличьего меха, какая и ныне распространена у североамериканских индейцев. Вместо прежних полуземлянок эти племена начали возводить большие наземные дома, которые насчитывали до пятнадцати комнат и были предназначены для целой родовой общины. С 10 века индейцы, жившие на севере плато Колорадо и в верховьях Рио-Гранде, стали строить укрепленные общинные посёлки -пуэбло. По названию этих поселков и сами их обитателей - предки современных хопи, зуньи, керес и других - стали именоваться индейцами пуэбло.
Появление таких поселков могло быть вызвано участившимися вторжениями с севера воинственных атапаскских племен. Особенно приуспели навахо в искусстве ткачество и чеканки по серебру. С 17 века они стали разводить коров, овец, коз, лошадей. Кроме скотоводства, навахо славились своими фруктовыми садами.
Племена Северо-Запада также имели развитую и очень своеобразную культуру. Природные условия позволяли этим индейцам вести оседлую жизнь. Благодаря обилию рыбы в реках и пребрежных водах Тихого океана им не нужно было постоянно переходить с места на место в поисках пропитания. Летом они промышляли палтуса, треску, сельдь и особенно лосось. Рыбу запасали впрок: каптили ее на костре или вялили на солнце.
Индейцы Северо-Запада делали великолепные лодки, выдолбленные из кедровых стволов. Высокие загнутые верх нос и корма лодки покрывались резными изображениями священных покровителей - тотемов ее владельца. Так же украшались большие дома из кедровых досок и стоящие перед домами тотемные столбы - символы живущей в доме родовой общины. Женщины как и мужчины тоже были потомственные ткачихи, изготовлявшие шерстяные накидки с характерным орнаментом, корзиночницы, шаманки.

Будни индейцев.
Каковы были родственные отношения у индейцев?
Люди, имевшие общего предка, составляли род. Родство велось чаще по женской, но иногда и по мужской линии. При этом вступать в брак разрешалось только с представителем другого рода, так что в индейской семье отец и мать всегда принадлежали к разным родам. Родовой предок обычно отождествлялся с тем или иным животным, которое почиталось как тотем - священный покровитель рода. Например, у индейцев Северо-Запада наиболее почитаемыми тотемами были Волк, Ворон, Орел и Касатка. Ответвление одного рода получали наименования, восходящие к основному тотемному имени. Так, ветви рода Орла назывались домами Орлиного Хвоста, Орлиного Когтя, Орленка, Когтей Орленка. У ирокезов же родовые имена давались по какой-либо отличительной черте тотемного животного члены рода Оленя назывались Те, чьи ноздри широки и прекрасны. О похождениях тотема рассказывали мифы, ему посвящались главные родовые праздники, во время которых вожди облачались в особые костюмы. Изображениями тотема украшали предметы, которые род считал своим главным достоянием: дома и выставлявшиеся перед домами тотемные столбы, долбленые лодки - однодеревки, оружие и другие. Члены рода наносили знаки тотема также на свою одежду и тело, делая это при помощи татуировки или раскраски. Между определенными родами могли складываться устойчивые отношения брачного обмена. Например, у калифорнийского племени серрано мужчины из рода Койота могли . жениться только на женщинах из рода Лесного Кота.
У ирокезов так называемый длинный дом населяла родовая община. Женщины владели землей, постройками урожаем, руководили хозяйством. Из своей среды они выбирали правительницу ,обычно опытную пожилую женщину.
Во главе же ирокезского рода стоял выборный вождь - сахем, который представлял род на племенном совете. Хотя, таким образом, племенами и союзами племен управляли и мужчины. Без согласия женщин мужчины не могли объявлять войну, а сын не мог принять участие в военном походе, не испросив разрешения матери.
У мускогов на Юго-Востоке каждая семья занимала небольшой отдельный дом, однако поселение здесь также составляли родственники по женской линии. Поселение было огорожено валом. Дома вождя и главного жреца строились на высоких земляных насыпях. Вождем становился брат старейшей в роде женщины. Как и у ирокезов он представлял интересы рода на совете племени. ..
Как индейцы воспитывали детей?
Свадебные обычаи у индейцев были очень просты. Чаще всего они сводились к подношению подарков. Например, у мускогов юноша, желающий вступить в брак, одаривал женщин из рода своей невесты, и если подарки принимались, молодые становились супругами. Поначалу жена продолжала жить в доме родителей. Муж навещал ее, приносил ей добычу после охоты, обрабатывал ее земельный участок. Через некоторое время он строил жене хижину, близ родительского дома. Если муж был плохим охотником или ленивым работником, жена могла потребовать развода, причем дети и имущество оставались при ней, а отвергнутый супруг возвращался в свою семью. Когда же муж был по какой-то причине не доволен женой, он мог пожаловаться на нее совету ее рода, и если жалоба признавалась обоснованной, он имел право взять себе новую жену из того же рода. Ребенок в раннем возрасте почти не расставался с матерью. Грудных детей женщины носили за спиной в специальных люльках. С первых же самостоятельных шагов ребенок старался подражать взрослому. Вначале это была просто игра, но вскоре его уже всерьез приобщали к труду. Девочек учили к рукоделию и умению вести хозяйство, мальчиков -охотничьему и воинскому искусству. Юноша считался взрослым, когда он приносил с охоты первую добычу. У многих племен достижение этого важнейшего жизненного рубежа отмечалось особыми обрядами посвящения, требовавшими большого мужества и выносливости. После этого юноша считался полноправным мужчиной. Он получал свои личные знаки, которые наносились на принадлежащие ему вещи, право носить облачение воина, исполнять ритуальные пляски и т. д. С этого момента юноша считался способным вступать в брак.

В какие игры играли индейцы?
Играя, дети впервые знакомились с жизнью взрослых. Девочки забавлялись с куклами. мальчики учились владеть игрушечным оружием. Во время игры в охоту один из мальчиков изображал бизона, а остальные его выслеживали и ловили. У индейцев, знакомых с лошадьми, мальчик с ранних лет обучался искусству верховой езды. Взрослые индейцы тоже любили игры. Зимой они часто коротали время, играя в кости. Их вытачивали из камня, дерева, рога, кости, персиковых и сливовых косточек. Старики зимними вечерами рассказывали предания о сотворении мира и различных вещей, об истории племени и похождениях его тотема.
Но главные игры индейцы устраивали летом. Для участия в них все группы племени, которые зимой жили и кочевали порознь, собирались в одном месте. Эти игры имели ритуальный смысл, они призваны были обеспечить племени благоденствие, принести ему богатую добычу на охоте или щедрый урожай в поле.
Так индейцы Равнин после общеплеменной охоты на бизона проводили ритуальную Пляску Солнца. На это время прекращались все военные действия и заключались перемирия между враждующими племенами. Устраивали также охотничью Пляску Бизона, в ходе которой одни участники, надев маски, изображали преследуемых животных, другие вооруженных охотников. Женщины приветствуя возвращающихся из похода воинов, исполняли Пляску Скальпов.
Земледельцы Юго-Востока после сбора урожая устраивали Пляску Кукурузы. Она проводилась в ознаменование наступления Нового Года. Во время этой пляски индейцы уничтожали остатки кукурузы прошлогоднего урожая, старые вещи, и потушив в селении все огни, торжественно зажигали новые. Главный огонь неугасимо горел в жилище верховного жильца, поддерживаемый специально приставленными служителями. Праздники мускогов и ирокезов часто сопровождались игрой в мяч, которые французы называли лякросс. Это игра напоминает современный хоккей или гольф: жители селения разделялись на две команды, облачались в особые костюмы с хвостами из перьев и собирались на специальные площадки в центре поселка. Мяч гоняли маленькими клюшками-ракетками, стараясь чтобы он попал в цель.

Какие ремесла знали индейцы?
Всякая вещь имела для индейца не просто практическое назначение, но участвовала в его жизни, как живое существо. Нанося на нее сложный узор, индеец превращал ее не только в высокохудожественное произведение, но и в одушевленный магический предмет. При этом каждое племя славилось особым искусством украшения предметов своего обихода. Так, тлинкиты, хайда и цимшианы были непревзойденными резчиками по дереву. Свои маски, воинские доспехи, утварь, детали домов они покрывали изображениями родовых тотемов. Тлинкитские женщины ткали великолепные накидки из пуха горных коз, собачьей шерсти и мягкого кедрового луба. Они имели пятиугольную форму, украшались по краям бахромой и сплошь покрывались характерным «глазковым» орнаментом, выполненном в белом, черном, синем и желтом тонах. Шерсть для них выщипывали из шкуры убитой козы и пряли без веретена, скручивая нити ладонью на голом бедре. Ткали на примитивном вертикальном станке: нити основы прикрепляли к перекладине и без помощи челнока вплетали в них поперечные нити. Эти накидки, называемые по имени одного из тлинкитских племен чилкат, чрезвычайно ценились среди индейцев Северо-Запада, составляя часть парадного облачения вождей. Кроме накидок, женщины плели из луба и из расщепленных корней канадской сосны парадные мужские головные уборы, а также корзины, сумки, тарелки. Незнакомые с гончарным делом, они умели делать свои плетеные сосуды водонепроницаемые: размоченный в воде корень набухал, и плетение превращалось в плотную ткань.
Однако самыми искусными мастерами плетения были индейцы Калифорнии. Орудиями плетения им служили костяные шилья или кактусовые колючки, а материалом - молодые корни и ветви орешника, сосны, клена, дикая виноградная лоза. У каждого племени были свой рисунок и своя форма плетеных изделий: сосудов, корзин, шляп. Особенно нарядными были корзины для ритуальных предметов, украшенные драгоценными раковинами каури и перьями.
Так же украшались ритуальная одежда и головные уборы калифорнийцев. Повсеместно индейцы расшивали свою одежду, обувь, кожаную утварь иглами дикобраза. Многие индейские племена плели одеяла из длинных меховых полосок, нарезанных из шкур кроликов.
С гончарным делом были знакомы только земледельческие племена. Особенно знаменита расписная керамика индейцев пуэбло, пользовавшаяся большим спросом у соседних племен. Шлифованные стенки сосудов, окрашенные в кремовый, желтый и оранжевый цвета, покрывались черным орнаментом. Гончарным ремеслом занимались женщины. Мужчины же пуэбло ткали хлопковые накидки, белые с черной каймой свадебные плащи, обрядовые пояса.
У индейцев пуэбло ткачеству научились их соседи навахо. Когда же последние по примеру испанцев освоили скотоводство, они стали ткать из овечьей шерсти, превзойдя в этом искусстве своих учителей. В отличии от пуэбло, у навахо ткачеством занимались женщины. Они ткали узорные одеяла, которые пользовались исключительно широким спросом. В 18-19 веках навахские одеяла имелись почти в каждой испанской и мексиканской семье, а в войнах с навахо их соседи стремились захватить в плен прежде всего искусных ткачих, труд которых приносил большие доходы. Навахо прославились также искусством чеканки по серебру. Из американских и мексиканских серебряных монет они делали украшения с бирюзой, пояса, конскую сбрую.