Реферат
по Мировой Художественной Культуре на тему: "Дизайн - искусство 20 века"
ученицы 9Б класса школы №1128 г.Москвы Майоровой Юлии Олеговны

Дизайн - искусство организации целостной эстетической среды.
Художественное проектирование предметно -пространственной среды - не только создание материальных ценностей. Придавая определенные функциональные и эстетические свойства вещам и интерьерам, художник формирует, или, можно сказать «проектирует», человека, который будет пользоваться этими вещами и жить в этой среде. Отсюда следует важная воспитательная функция дизайна, его социально-культурная и социально-политическая роль в жизни общества. Дизайн-это проектирование объектов, в которых форма соответствует их назначению, соразмерна фигуре человека, экономична, удобна и красива. Дизайн - это художественное проектирование и конструирование эстетических свойств окружающего нас предметного мира. Дизайн - это органическое единство пользы и красоты, функции и формы. Утилитарная направленность объектов дизайна - важный его признак. Следует лишь иметь в виду , что понятия «удобство», «польза» трактуются исключительно широко, не только как физическое удобство, но и способность создать психологический комфорт, повлиять на настроение и даже обеспечить определенные коммерческие преимущества. Особенность дизайна заключается в том , что каждая вещь рассматривается не только с точки зрения пользы , надежности и красоты, но и во всем многообразии ее связей в процессе производства и функционирования. Необходимо обеспечить простоту изготовления, серийность, учесть то, как предмет будут транспортировать, упаковывать, где и какое место он будет занимать в квартире, какого требовать ухода, как включаться и т.д.

Виды дизайна.
Промышленный дизайн - это конструирование станков, транспортных средств, бытовых предметов, посуды, мебели и многого другого. Дизайнеру необходимо позаботиться о том , чтобы форма всех этих изделий была удобна, соразмерной человеку и красивой. Польза, прочность и красота в промышленном дизайне обусловливают друг друга. Кроме этого очень важно учитывать свойства и эстетические качества различных материалов. Графический дизайн - это промышленная графика (этикетки , упаковка товаров , открытки, конверты и другое), различные оформительские, изобразительные и шрифтовые работы, разработка графического стиля учреждения, графическая реклама продукции и другое. Фирменный стиль включает создание знаков, шрифтов и прочего оформления для буклетов, бланков, этикеток, визиток, сувенирной продукции, дизайн упаковки и другие компоненты, используемые какой-нибудь фирмой. Книжный дизайн - возник в 20 веке, если до этого иллюстрации соединялись с книжным блоком, который имел традиционную форму, то дизайнеры смогли предложить новые разнообразные конструкции книги, провели эксперименты с техниками набора, печати, брошюровки. Готовые типографские знаки и шрифты использовали как средства художественной выразительности. Бывают книги, в которых художник от руки не провел ни одной линии, но занимался всеми остальными вопросами ее оформления: формат книги, набор текста, особенности шрифта. Велика роль дизайнера в разработке внешнего облика книги (суперобложка, переплет).

Арт - дизайн это искусство проектирования. Это может быть проектирование таких объектов, которые не имеют прямого функционального назначения. Объекты, кажущиеся совершенно бесполезными, порой могут приобретать практическую значимость как скульптура, памятник. В последнее время проектирование выставочных объектов дизайна завоевывают все большую популярность. Здесь осуществляются разнообразные эксперименты с материалами, идет постоянный поиск новых форм, конструкций,
Визаж участвует в создании прекрасного облика человека. Визажист - дизайнер и архитектор лица. Понятие «макияж» имеет два значения: в одном случае подразумевают косметические препараты, в другом - искусство оформления лица.
Дизайн одежды включает в себя моделирование и конструирование. Мода - явление переменчивое и капризное. Но мода - это отражение нашего мировоззрения, образа жизни, культурного уровня, социальных условий и многих других слагаемых жизни общества. Поэтому, прослеживая историю развития моды, мы можем отметить , что когда-то определенные стилевые направления господствовали веками.
Фитодизайн представляет собой композиции из живых или засушенных цветов и растений. Целостное оформление интерьеров травами, деревьями. Правильно подобранные и размещенные с хорошим вкусом растения создают психологический комфорт в помещении, улучшают его микроклимат.
Дизайн среды включает проектирование интерьеров и экстерьеров, ландшафтный дизайн. Ландшафтный дизайнер занимается озеленением и благоустройством территорий. Опыт специалистов - ландшафтников обобщает рекомендации по устройству парков, садов, усадеб, их оформлению различными элементами.

Дизайн одежды включает в себя моделирование и конструирование. Дизайнер создает неповторимый образ. Мода - это отражение нашего мировоззрения, образа жизни, культурного уровня, социальных условий и многих других слагаемых жизни общества. Поэтому, прослеживая историю развития моды, можно отметить, что когда-то определенные стилевые направления господствовали веками, десятилетиями, годами, и наконец, в наше время мы говорим о сезонной моде. Мода изменяется так же стремительно, как жизнь. При этом развитии моды происходит по спирали, на каждом новом витке возрождается что-то из забытого старого, но уже в совершенно новом качестве, с новым содержанием, небывалыми элементами, оригинальными дополнениями. Принято различать одежду, предназначенную для повседневной носки, так называемое готовое платье, и высокую моду, создаваемую мастерами - кутюрье для показа, коллекций и музеев. В последнем случае костюм можно рассматривать как произведение искусства или объект арт - дизайна, позволяющий художнику раскрыть свой творческий потенциал, фантазию, необыкновенный взгляд на привычные вещи, умело применить новые материалы и цветовые сочетания. Тенденции, рождаемые высокой модой, обычно оказывают значительное влияние на моду для каждого дня. Успех творчества Дома моделей заключается в умении чуть-чуть опережать время, чуть-чуть шокировать публику, но только чуть-чуть. Производство готовой одежды и аксессуаров способствовало открытию по всему миру сети фирменных магазинов «бутик», отличающихся безукоризненным качеством и утонченный элегантностью товара.

Франция во все времена была законодательницей мод. Выдающиеся модельеры, например, такие, как Шанель, К. Диор, основали здесь свои дома моды. Париж сохраняет лидерство в области дизайна одежды и в наши дни. Познакомимся с творчеством некоторых ведущих модельеров. Одной из законодательниц мод 20 века была легендарная француженка Габриэль Шанель, получившая прозвище Коко. Она внесла большой вклад в развитие искусства костюма и долгие годы определяла, что будут носить женщины. Привлекательность моделей Шанель была в строгой чистоте линии кроя, элегантной простоте, неподражаемом шике, применении классических традиций и мягких тканей. Целью жизни Шанель было создание международного стиля, неподвластного капризам моды. Во многом ей это удалось. И в наши дни женщинам нравится одежда в духе Шанель, а фирма с таким названием продолжает успешно работать . Всемирно известная французская фирма «Нина Риччи» - один из самых популярных домов моды. Ансамбли «Нины Риччи» изящны, женственны, безупречно элегантны, легки и гармоничны. Самым любимым объектом творчества этого Дома моделей является женский костюм. Нина Риччи была первой, кто создал коллекцию моделей для молодежи. Французского модельера К. Диора называли королем моды. Диор в своей творческой деятельности руководствовался, прежде всего, формой костюма. Он мог себе позволить для одного только платья использовать несколько десятков метров тюля и покрыть вечерний туалет очень дорогой вышивкой. В послевоенные годы он изобрел «нью лук» - новый взгляд на моду, которая стала более женственной. Модельер придавал большое значение аксессуарам и особенно шляпам. Он говорил, что самое важное в моде - общая линия, а силуэт от шляпы до туфель является одним целым. Диор приобрел мировую известность как мастер высокого класса.

Наш современник Валентин Юдашкин вошел в моду стремительно. Он создал стиль, который безошибочно узнается благодаря национальному колориту. Подлинным триумфом современного русского модельера Валентина Юдашкина стал показ его коллекции «Фаберже» во время недели высокой моды в Париже в 1991 г. Франция, законодательница моды, была покорена и очарована искусством российского модельера, щедростью его таланта, неисчерпаемым богатством модельера древнейших традиций русской культуры. За этой коллекцией, названной в честь знаменитого отечественного ювелира, последовали «Музыка», «Натюрморт», «Фрески», «Екатерина Великая», «Балет». Пышный декор моделей Юдашкина берет свое начало в изумительной красоте русского национального костюма. Модельер использует роскошь золотого шитья, шелк и парчу, расшитые гарусом и бисером, тяжелый бархат, изукрашенный стразами и жемчугом, В основе великолепных идей - возрождение прекрасных традиций русского романтизма, сохранение текстильных , художественных ремесел .Коллекции Юдашкина - это симфония цвета: от нежных, пастельных оттенков до ярких, чистых цветов палитры, до магии черного и белого. Цвет у него - это проявление темперамента и генетической связи с народным искусством. Коллекции богато декорированы. Насыщенные, радостные краски придают моделям праздничный вид.