Концепция развития гимназии
Исходя из реальности сегодняшних дней, возросших требований к универсальности знаний и необходимости подъема уровня духовной культуры учащихся, педагогический коллектив видит решение проблемы в создании на базе школы с расширенным изучением гуманитарных предметов и математики учебного заведения типа «гимназии», наиболее полно соответствующего целям и задачам современного образования.
Начиная с 2003-2004 учебного года, педагогический коллектив нашей школы работает над созданием переходной модели «школа-гимназия». Первые по-настоящему гимназические результаты мы сможем увидеть только тогда, когда сегодняшние гимназисты-первоклассники будут получать свои аттестаты о среднем полном образовании.
Отсюда и необходимость постановки задач, адекватных требованиям, предъявляемым гимназии как учебному заведению повышенного типа. Эти требования мы формулируем для себя как социальный заказ, и первыми заказчиками выступают, конечно родители. Им подчас бывает все равно, как называется школа. Им ясно, что школа должна быть хорошей и сильной. Анализируя анкеты родителей, можно создать некий образ школы, в которую бы им хотелось отдать своих детей:

  • это школа, где хорошо учат по всем предметам, по окончании которой дети легко поступают в наиболее престижные ВУЗы Москвы; в этой школе должен быть порядок и дисциплина, должны преподавать интеллигентные педагоги, в школе должны быть свои традиции;
  • школа должна давать современное образование: наряду с требованиями к техническим предметам часто говорится об огромной значимости гуманитарных дисциплин, важен комплекс дисциплин, а не только углубленное изучение отдельных предметов; родителям нравится новаторство в школе, они , как правило, с удовольствием откликаются на эксперимент, если видят в нем «золотое зерно»;
  • в хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и после уроков;
  • в хорошей школе должна быть не только интенсивная учебная жизнь, но и много спорта, туризма, экскурсий и кружков; дети должны учится в красивой, уютной школе;
  • дети должны учится в современных классах на новейшем оборудовании;
  • с хорошей школой жаль расставаться и ученикам и родителям.

Гимназия - общественно-государственное учреждение, и поэтому требования, предъявляемые Министерством образования РФ, Департаментом образования города Москвы, западным окружным Управлением образования являются основными в социальном заказе. Требования эти изложены в Законе об образовании РФ, Положении о гимназии:

  • гимназия - среднее общеобразовательное учебное заведение, ориентированное на обучение, воспитание и развитие учащихся, склонных к умственному труду;
  • гимназия призвана давать универсальное образование, т.е. способствовать сохранению и возрождению интеллектуального потенциала страны;
  • гимназия призвана готовить учащихся к получению высшего образования, к творческому труду в различных сферах научной и практической деятельности;
  • гимназия является творческой лабораторией, организующей поиск, разработку и внедрение нового содержания развивающего обучения, форм и методов его реализации; гимназия работает по индивидуальному учебному плану и программам, включающим в обязательном порядке базовое содержание;
  • в целях создания оптимальных условий для гуманизации учебно-воспитательного процесса внеурочная деятельность учащихся организуется через индивидуальные формы и работу студий, клубов, советов, научных обществ и т.д.

Учителя, определяя для себя требования к тому образованию, которое они должны давать, присоединяются к мнению родителей, вышестоящих органов и общественности, и предъявляют следующие требования к условиям работы в гимназии:

  • в гимназии должен быть теплый психологический климат;
  • должна быть предоставлена возможность творчества;
  • желательно работать на новом, современном оборудовании;
  • в гимназии должны учится дети, способные к умственному труду;
  • должна быть адекватная усилиям педагогов оплата труда;

Требования, которые предъявляют к гимназиям Московские ВУЗы, определены:

  • высокий уровень знаний, широкая и глубокая эрудиция выпускников;
  • мотивированность выпускников гимназии на продолжение образования;
  • желание и начала умения заниматься исследовательской работой.

В целом обществу не безразлично, какое поколение через 7-10 лет вольется в экономически активное население страны, время идет - и на смену современной действительности придут другие системы ценностей, вечные, не проходящие: нравственность и интеллект. Дети, воспитанные на этих ценностях, должны стать опорой Российского государства.

Концепция развития школы
Концепция как общий образ будущей школы возникает при анализе социального факторов развития,которые на сегодняшний день имеются в школе. К таким факторам развития школы в гимназию можно отнести:

  1. Истоки, наследие и традиции школы №1128 в обучении, развитии и воспитании детей в течение уже 18 лет.
  2. Достаточно высокий кадровый потенциал школы, обладающий необходимым уровнем преподавания и ведения экспериментальной работы.
  3. Определенный, уже на сегодняшний день, контингент детей в гимназических классах школы и своеобразный престиж гимназических классов, куда хотят попасть учиться.
  4. Значительные наработки школы в области отбора и реализации современного образования, особенно в преподавании математики, иностранного языка, словесности, истории, экономической географии, ОИВТ, МХК, ОБЖ, обучения в начальной школе и т.д.
  5. Достижение необходимого уровня качества образования фактически по всем предметам в гимназических классах, высокая результативность в окружных олимпиадах и конкурсах, высокая поступаемость в ВУЗы.
  6. Интересные традиции и новые творческие дела, которые делают жизнь учащихся и учителей в школе живой, радостной и запоминающейся.

Эти факторы развития могут служить стартовой площадкой для формирования гимназии. Новый управляемый объект - гимназия, среднее учебное заведение повышенного типа, в котором дети могут получить разностороннее, универсальное, комплексное образование высокого уровня. Исходя из этого определения, структура гимназии должна быть следующей:
В гимназии функционируют три ступени образования:

  • 1 ступень - начальные (приготовительные) классы - 1-4;
  • 2 ступень - основная гимназия -5-9;
  • 3 ступень - профильные классы -10-11.

В положении сказано, что гимназия формируется с 5-го класса. Мы принципиально не согласны с такой позицией, поскольку формированием контингента для основной гимназии должна заниматься сама гимназия, а не соседние школы, «сливки» с которых потом будет приходить к нам. Да и целостность образования должна соблюдаться с 1-го по 11-й класс. Конечно, при таком положении дел прием в первый, приготовительный класс гимназии должен осуществляться на конкурсной основе, с учетом уровня психологической готовности ребенка к школе. Основные задачи, на каждой ступени образования формулируются исходя из психологических характеристик учащегося данного возраста.

Задачи первой ступени
Задача обучения на этапе приготовительных классов заключается в создании прочной базы знаний, необходимых для перехода в основную гимназию, в поддержании активности учащихся как субъекта деятельности, т.е. способствовать развитию любознательности и заинтересованности, осознанию необходимости усваемого материале, интеллектуальной удовлетворенности, получаемой от процесса обучения, т.е. формирование положительной мотивации к учению;

  • начало развития общих способностей детей и их диагностика;
  • формирование необходимых для основной гимназии знаний, умений и навыков;
  • психологическая адоптация младшеклассников к гимназическому учебному процессу;
  • начало формирования коммуникативных навыков.

Задачи второй ступени:
Основная гимназия охватывает детей в возрасте от подросткового до старшего подросткового. Изменяется характер и формы учебной деятельности, содержание усвоенных знаний усложняются, они становятся более обобщенными: учащиеся переходят к изучению основ наук, к установлению единой системы знаний, получаемых по разным дисциплинам. Особое требование предъявляется к обучению на этом этапе, т.к. в этот период меняется ведущий тип деятельности: с учебной на общение, таким образом отмечается снижение мотивации обучения. Успешность обучения зависит не только от уровня сформированности умственных умений и навыков, способов мыслительной деятельности и запоминания учебного материала, но и от развития мотивационно-потребностной сферы личности школьника. Таким образом, задача обучения на этом этапе заключается в поддержании развитии интеллектуальной активности подростков, в повышении мотивации обучения, с помощью диагностики общих и специальных способностей, т. е.

  • формирование прочных, устойчивых, глубоких знаний основ наук;
  • повышение мотивации обучения через активизацию познавательной деятельности, развитие общих и специальных способностей; их диагностика;
  • начало формирования навыков культуры умственного труда;
  • формирование коммуникативных навыков и начало формирования рефлексивных навыков;
  • формирование общих и специальных умений и навыков.

Основная гимназия в переходных условиях школы-гимназии так же начинается с конкурсного отбора в 5-е классы. Таким образом формируется контингент детей в гимназических классах. Особенностями учебного плана этих классов является более глубокое изучение основ наук по сравнению с общеобразовательными классами. Среднее звено школы - гимназии является самым трудным переходным звеном. На 2003-2004 учебный год структура в среднем звене такова:

параллели гимназические классы профильные классы общеобразовательные классы
5-е классы 1 - 1
6-е классы 1 - 1
7-е классы 2 - 1
8-е классы 1 1 1
9-е классы 2 1 1

Как видно из приведенной структуры, переходным является не только наличие общеобразовательных классов, которые еще 5 лет определять гетерогенность педагогической среды, но и наличие в среднем звене профильных классов, что не отвечает задачам второй ступени гимназии. Отказ от профилизации математических классов (с 8-го) хотя и необходим , но в ближайшие 3 года невозможен, исходя из требований социального заказа родителей и традиций, носителями которых служат кадровые преподаватели математики нашей школы. Итак, структура гимназии на ближайшие 5 лет такова:

  • общеобразовательные классы, количество которых через пять лет станет равно 0;
  • гимназические классы, с широкой универсальной подготовкой по основам наук (5-9 классы);
  • профильные математические классы (8.9 классы), с углубленным изучением математики.

Задачи третьей ступени
Для старшего возраста характерен рост интеллектуальных сил. Мыслительная деятельность характеризуется более высоким уровнем обобщения и абстрагирования, увеличивающейся тенденцией к причинному объяснению явлений, умением аргументировать и доказывать положения, делать обоснованные выводы, связывать изучаемые явления в систему. Наблюдается выраженная специализация познавательной потребности, появляется достаточно узкая тематика учебных и вне учебных интересов, определяется область профессиональной деятельности. Особенностью этого возраста является возросшая степень осознанности учебной деятельности, как способа достижения профессиональных целей.
Задачей обучения на этом этапе является формирование научного стиля мышления, который, являясь устойчивым качеством личности, выступает как важный компонент ее мировоззрения, как необходимое условие самообразования, развитие потребности в самосовершенствовании, формировании способности к самостоятельному добыванию знаний, т.е.

  • освоение фундаментальных теоретических основ наук;
  • развитие специальных и практических способностей учащихся;
  • овладение специальными приемами мыслительной деятельности;
  • формирование целостной картины мира;
  • овладение навыками научно-исследовательского труда
  • психо л ого-педагогическая диагностика профессиональной, интеллектуальной деятельности.

10 -11 классы, профессиональная ориентация которых дает возможность развивать на базе глубоких и универсальных знаний основной гимназии профильное образование: математический профиль, гуманитарный профиль, естественно-научный профиль. Внутри каждого профиля может быть созданы минипрофильные группы, ориентированные на более глубокое изучение отдельных дисциплин, необходимых для профильного образования в ВУЗе. Особенностью профильных классов является не только сужение их профессиональных интересов, но и широкая возможность научно- исследовательской работы в выбранном направлении.
Основными задачами гимназического образования являются:

Задачи гимназического развития:

  • Выявление и развитие специальных способностей учащихся;
  • Выявление и развитие творческих способностей учащихся;
  • Развитие устойчивой мотивации к учению и самообразованию;
  • Развитие ведущих психологических навыков (коммуникативных, рефлексивных и т.д.)

Задачи гимназического обучения:

  • Формирование у учащихся целостной картины мира на основе глубоких и всесторонних знаний основ наук;
  • Обучение навыкам мыследеятельности;
  • Обучение навыкам самообразования и научно-исследовательского труда;

Задачи гимназического воспитания:

  • Формирование нравственных основ личности;
  • Формирование гуманистического отношения к окружающему миру;
  • Формирование внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании

Принципы реализации гимназического образования:

  • Принцип гуманизации образования
  • Принцип развивающего обучения Принцип индивидуализации обучения
  • Принцип дифференциации обучения Принцип целостности образования
  • Принцип гуманитаризации образования
  • Принцип непрерывности образования

Содержание гимназического образования
Задачи гимназического образования определяют отбор содержания гимназического образования, которое должно включать в себя сбалансированное сочетание базисного, профильного и гимназического компонентов.

Базисный компонент
Государственные стандарты по основным отраслям наук, выполнение которых обеспечивается системой взаимосвязанных курсов обязательных дисциплин (c 1 по 11 класс)

Гимназический компонент
Существенное расширение содержания образования в сравнении с государственным стандартом, с целью формирования универсальных знаний учащихся:

  • второй иностранный язык;
  • МХК;
  • страноведение;
  • история религий и др.

Углубленное содержание обучения основам наук с целью формирования обобщенно-философского взгляда на мир:

  • новое содержание программ по литературе, истории, иностранному языку, математике, ОИВТ и т.д.
  • введение новых мировоззренческих курсов: философии, логики, экологии и т.д.

Профильный компонент
Универсальность гимназического образования определяет широту профильного обучения. В гимназии не должно быть углубления по одному предмету. Гимназическое образование должно быть многопрофильным, включающим в себя углубление по комплексу родственных, смежных дисциплин:

  • Математический профиль - математика, физика, ОИВТ, логика, экономика.
  • Гуманитарный профиль - словесность, история, иностранный язык, МХК.
  • Естественно-научны и профиль - биология, химия, физика, география, экология.

Содержание гимназического образования определяет существенное изменение педагогических технологий, включающих в себя совокупность психолого-педагогических установок, определяющих подбор и компоновку форм, методов, приемов, воспитательных средств, реализующихся в технологических процессах.
В учебно-воспитательном процессе гимназии особое внимание уделяется методикам развивающего обучения, усилению роли индивидуального подхода, активизации познавательной деятельности в урочное и вне урочное время, усилению роли самостоятельной, творческой работы учащихся. Развитию навыков мыслительной деятельности, рефлексии, самоконтроля и коррекции.

Организация воспитательной работы
Процесс воспитания неразрывно связан с процессом обучения и развития и является стержневым в формировании человека. Так же, как в процессе обучения отрабатывается взаимосвязь знаний, умений и навыков, так в процессе воспитания знания основ наук и их закономерностей рождает отношение человека к происходящим явлениям, что, в свою очередь, формирует мировоззрение человека. Отсюда вытекают основные направления воспитательной работы в гимназии:

  • Развитие познавательной активности учащихся;
  • Формирование гуманистического отношения к окружающему миру,
  • Формирование внутренней потребности личности к самосовершенствованию.

Развитие познавательной активности:
Организация этого направления тесно взаимосвязана в системе урочной и внеурочной деятельности школьника.
Развитие познавательной активности на уроках прослеживается в отборе содержания изучаемого на уроке материала, в разработке интересных для учащихся курсов развивающих часов. Особое значение придается применению разнообразных методов обучения, способствующих росту познавательной активности:

  • Методов усвоения-воспроизведения: проблемно-по исковых ситуаций, игровых ситуаций, учебных дискуссий, лабораторных экспериментов и т.п.
  • Методов воспроизведения-выражения: учеб но-творческих, художественно-исполнительских, исследовательских, и т.п.
  • Учебно-критических: рецензирование, научный спор, и т.п.

Развитие познавательной активности учащихся через активизацию внеурочной деятельности:
Через творческие внеурочные формы обучения: предметные недели, конкурсы, предметные бои, олимпиады, турниры, интеллектуальные марафоны и т.д.
Через клубную и кружковую предметную деятельность: предметные кружки, музыкальную и изо студии, Шотланский клуб, клуб КВН, и т.п.
Регулярное и систематическое посещение музеев, театров, выставок, использование связей с библиотекой им. А. Ахматовой, культурных центров «Кунцево», «Орнамент», ЦДТ «Источник» и «Синегорье» и др.
Формы организации коллективной деятельности учащихся различны. Но подчиняются некоторой структуре, в зависимости от групп учащихся, с которыми организуются эти дела.

  1. Внутриклассная воспитательная работа.
  2. Воспитательная работа, выходящая за рамки одного коллектива класса:
  • Клубная, кружковая внеклассная воспитательная работа, в ходе которой формируются конкретные, стабильные группы детей из одной параллели, объединенных общими интересами.
  • Межклассная воспитательная работа, включающая творческие внеурочные формы обучения, в ходе которых образуются временные творческие группы из разных классов и параллелей.

Формирование гуманистического отношения к окружающему миру, формирование нравственных основ личности
Процесс формирования нравственных основ личности проходит несколько этапов, степень глубины и взаимосвязанности которых и определяет, в конечном счете, нравственное воспитание:
Нравственное чувство —>нравственное сознание —>нравственное мышление —>нравственная воля —> привычные формы нравственного поведения.
Во внеурочной работе целостность этой цепочки достигается путем создания проблемно-психологических ситуаций через коллективные творческие дела, выезды в походы и на экскурсии. Спортивные состязания, ЛТО, через организацию совместной трудовой деятельности в классе, в школе. Очень важны ситуации взаимопомощи, ситуации оценки событий или поступков. Формирование внутренней потребности самосовершенствования
Самосовершенствование - процесс углубления нравственного состояния личности, осознания себя и необходимости постоянной работы над собой, выработка рефлексов своего поведения.
Классным руководителям необходимо организовать изучение особенностей психологии личности каждого учащегося, чтобы в дальнейшем дать ученику ключ, к пониманию его поведения. Школьная психологическая служба обеспечивает систему консультаций как для учащихся, классных руководителей, так и для родителей школьников. Школьная психологическая служба проводит диагностику эмоционально-волевой сферы учащихся, а так же их профессиональную направленность. Диагностируется состояние всех классных коллективов, педагогического коллектива школы.

Управляющая система гимназии
Переход школы в режим школы-гимназии требует появление новых структурных элементов в управлении. Всегда значимая в школе методическая работа резко увеличилась в объеме в связи с необходимостью разработки и внедрения нового содержания образования и новых технологий. Возникший новый орган - научно-методически и совет, в состав которого вошли наиболее компетентные учителя школы, разработчики новых технологий, стал необходимым звеном управления, без которого администрация школы не могла грамотно руководить экспериментальной работой в различных направлениях. На качественно новую ступень вышла работа методических объединений школы, к традиционной методической работе прибавился огромный пласт научно-экспериментально и деятельности, результатом которой стали разработки программ, подготовка и публикация методических пособий. Существующие ныне в школе методические объединения могут стать прообразами предметных кафедр в будущей гимназии.
Итак, к традиционным для школы элементам управления педагогическому совету, администрации, учителям, классным руководителям прибавились новые элементы — НМС (научно-методический совет) и МО — кафедры.
Исходя из выявленных проблем и концептуального образа гимназии, мы начинаем отрабатывать стратегию перехода школы к гимназии. Переход должен осуществляться на основе уже наработанных элементов, которые будут действовать в режиме функционирования, и на основе преобразований, которые начнут действовать в режиме развития.
Преобразования затрагивают четыре крупных блока жизнедеятельности школы: .
Структура школы —> структура гимназии
Содержание образования в школе —> содержание образования в гимназии
Организация УВП в школе —> организация УВП в гимназии
Организация управления в школе —> организация управления в гимназии.
Отсюда направления преобразований будут опираться на блоки:

  • формирование структуры гимназии;
  • формирование содержания образования в гимназии;
  • совершенствование организации УВП в гимназии;
  • совершенствование организации управления в гимназии

Задачи, вытекающие из направления «формирование структуры гимназии»

Организационные задачи
Продолжить дифференциацию учащихся основной школы с учетом обучения в математических, гимназических и общеобразовательных классах. Продолжить осуществление отбора в 5-е классы гимназии. В 1-е классы вести набор с учетом подготовительного к гимназическому образованию.
Кадровые задачи

Продолжить подготовку кадров для работы в гимназических и профильных классах, для чего:

  • довести профессиональный уровень педагогов до следующих показателей: Высшая кв. категория-35% Первая кв.категория - 35% Вторая кв. категория - 25%
  • по уровню освоения содержания и методики: Выше оптимального уровня — 35% Достигнут оптимальный уровень - 50% Необходима дальнейшая работа по освоению содержания и методики - 15%. Усилить методическую работу с учителями по отработке и отслеживанию результатов по базисному государственному стандарту в общеобразовательных классах
Научно - методические задачи
Отработать учебные планы и программы гимназических классов с учетом разработки будущего базисного учебного плана гимназии.
Отработать программы факультативов и курсов для осуществления развивающего образования в гимназии.
Усилить методическую работу с учителями по отработке и отслеживанию результатов по базисному государственному стандарту и ЕГЭ в общеобразовательных и гимназических классах
Материально - технические задачи
Обеспечить выполнение мероприятий по ремонту школы согласно договору с ООО « Бизнес-Инвест» Обеспечить новой мебелью два кабинет» школы
Мотивационные задачи
Усилить работу по разъяснению ученикам, родителям и учителям значения выделения в структуре школы гимназических и профильных классов

Задачи, вытекающие из направления «формирование содержания образования в гимназии»

Организационные задачи
Продолжить отработку развития математической, гуманитарной и естественно-научно и составляющих гимназических и профильных классов. Продолжить изучение иностранного языка с первого класса, второго языка с пятого класса по выбору учащихся, а также экономики в основной школе.
Кадровые задачи
Подготовить кадры для преподавания новых предметов.
Научно - методические задачи
Усилить методическую и дидактическую подготовку учителей. Начать работу по подготовке нового гимназического учебного плана Продолжить отработку сквозных программ по всем составляющим гимназического образования.
Материально - технические задачи
Приобрести лабораторно-техническое оборудование для кабинетов физики и биологии. Заменить на половину парк устаревших ЭВМ Оборудовать компьютерами рабочие места учителей биологии и химии. Приобрести ауди- и видеотехнику для работы учителей словесности и иностранного языка Организовать пополнение фонда учебников, художественной и научно-популярной литературы школьной библиотеки и библиотек кабинетов.
Мотивационные задачи
Усилить работу по мотивации учителей к разработке нового содержания и новых технологий образования. Продолжить стимулирование экспериментальной и результативной деятельности учителей Продолжить разъяснительную работу среди родителей по новому содержанию образования.

Задачи, вытекающие из направления « Совершенствование организации УВП в гимназии»

Организационные задачи
Подготовить условия для работы по новому учебному плану и расписанию. Подготовить условия для реализации индивидуальной и дифференцированной работы с учащимися. Подготовить условия для работы факультативов и развивающих курсов. Подготовит условия для реализации научно- исследовательской работы учащихся и учителей. Подготовить условия для взаимосвязи учебной и внеурочной работы.
Кадровые задачи
Подготовить кадры для ведения развивающих часов и курсов.
Подготовить кадры для ведения научно- исследовательской работы учащихся .
Научно - методические задачи
Усовершенствовать поурочные планы в связи с переходом на гимназическое обучение. Разработать программы развивающих часов и курсов, углубленного изучения отдел ьных предметов по различным профилям. Обеспечить связь с ВУЗом - РГТУ им. Циолковского для проведения научно- исследовательской работы учащихся.
Материально - технические задачи
Дополнить оснащение кабинетов оборудованием, необходимым для проведения развивающих часов.
Мотивационные задачи
Усилить работу по пропаганде среди учащихся и родителей необходимости использования развивающих курсов, необходимости научно- исследовательской работы. Усилить рекламу интересных внеурочных дел.

Задачи, вытекающие из направления « совершенствование организации управления гимназией»

Организационные задачи
Отработать новый функционал управления в условиях гимназии. Организовать систему управления ученическим коллективом в новых условиях.
Кадровые задачи
Подготовить кадры заведующих кафедрами и психологов
Научно - методические задачи
Усилить работу с заместителями директора и заведующими кафедрами по основам организации управления в гимназии. Разработать информационную систему гимназии. Перевести весь архив школы и учет информации в электронную форму.
Материально - технические задачи
Обеспечить управление гимназией компьютерной техникой.
Мотивационные задачи
Усилить разъяснительную работу на всех звеньях управления о необходимости перехода управления гимназией на научные основы.